Вернуться
9 из 131
Просмотрено 9 из 131
«Кисть художника всегда находит путь...». Музей обороны Москвы
«Кисть художника всегда находит путь...». Музей обороны Москвы
Музей
Музей обороны Москвы
Тип выставки
Реальная
Название выставки
«Кисть художника всегда находит путь...»
Даты проведения выставки
16.08.2019 - 10.10.2019
Место проведения
Аннотация
Выставка посвящена творчеству художника-фронтовика Николая Ивановича Андрияки. На ней представлено 35 работ из собрания Московской государственной специализированной школы акварели Сергея Андрияки. Экспозицию выставки дополняют предметы военного времени из фондов ГМОМ. Н.И. Андрияка (1905-1977) - советский художник-живописец, график, известный преподаватель искусства. Член Московского союза художников, Заслуженный художник РСФСР и участник Великой Отечественной войны 1941-1945гг. Военные годы занимают особое место в его творчестве. Уже 25 июня 1941 года он ушел добровольцем на фронт. В декабре 1941 года, когда впервые удалось отбросить врага от столицы, Н. Андрияка был под Москвой, затем сражался под Ржевом, Можайском, Рузой, Вереей… Начав боевой путь рядовым, он закончил его в звании капитана, встретив День Победы в Берлине. В период воинской службы Н.И. Андрияка создал множество зарисовок для будущих картин, а также портретов своих однополчан. Его работы - не просто художественное воплощение увиденного. Они несут в себе определенное настроение - передают дыхание войны, тяжесть фронтовых дорог и солдатских будней. Художник запечатлел в памяти тех, кто прошел с ним по дорогам войны, делил один блиндаж и ходил в разведку. Военная обстановка требовала от автора быстрого, почти мгновенного отклика на события дня. Суровый, наблюдательный взгляд Николая Ивановича зафиксировал руины, блиндажи, эпизоды уличных боев, военную технику. Его карандашные наброски и портреты бойцов, отличившихся в сражениях, почти ежедневно появлялись на страницах фронтовых газет "За нашу Победу", "За честь Родины". По-настоящему Николай Иванович почувствовал себя художником к концу 1944 года, когда достал для работы масляные краски. Тогда появились первые живописные картины «В прифронтовом лесу», «Зенитка», «Взорванный мост». Образ последнего повторен им был в разных вариантах неоднократно – как символ порушенных связей, судеб, семей. Военную летопись художника продолжила серия полотен с изображением опаленных войной городов Европы. По названиям работ можно определить путь фронтового художника вплоть до окончания войны – «Прага, Карлов мост», «Бреслау», «Берлин. 1945», «Улица Берлина», «Рейхстаг». Тема войны не оставляла Н.И. Андрияку и в мирное время. В 1946 годуон создал цикл картин, который можно обозначить одним словом «Сталинград». Оно стоит первым в названии каждой картины: «Разбитая техника», «Брошенные немецкие транспортеры», «У тракторного завода» и др. Сталинград потряс художника степенью своего разрушения, обилием немецкой и нашей техники, превращенной в металлолом, и изрытой, какой-то взъерошенной землей, начиненной искореженным металлом. С 1947 года Н. Андрияка работал в Студии военных художников им. М. Грекова и принимал участие и в создании панорамы «Сталинградская битва». С 1952 года художник полностью отдал себя преподавательской деятельности в МСXШ (бывшая "Школа юных дарований", ныне Московский академический художественный лицей Российской академии художеств при МГАХИ им. В.И.Сурикова). В этот период мастер все чаще обращался к жанру пейзажа, красоте живого мира, поэзии родной природы. Его работы проникнуты необыкновенной любовью к родному Отечеству, они превратились в обобщенный образ русской земли. Уже в течение нескольких десятилетий для подавляющего большинства современных московских художников Н.И. Андрияка остается Первым Учителем в искусстве.
«Иди смелее в бой, рази врага!». Музей обороны Москвы
«Календарь - дело серьёзное...». Музей "Интеграция" им. Н.А.Островского