Вернуться
35 из 131
Просмотрено 35 из 131
Библия Василия Кореня. Музей русского лубка и наивного искусства
Библия Василия Кореня. Музей русского лубка и наивного искусства
Музей
Музей русского лубка и наивного искусства
Тип выставки
Виртуальная
Название выставки
Библия Василия Кореня
Аннотация
Библия Василия Кореня или, как ещё её называют «Библия для бедных», была создана уроженцем местечка Дубровно (Речь Посполитая, ныне Витебская область Белоруссии) Василием Коренем в промежутке между 1692 и 1696 гг. в Москве. Издание предназначалось для людей, не умеющих читать и писать, оно наглядно иллюстрировало библейскую историю и помогало понять главные богословские догматы. При создании Библии в картинках художник, скорее всего, ориентировался на аналогичные западные издания «Библии бедняков». Книга представляет собой серию раскрашенных гравюр с подписями; состоит из двух частей: 20 первых листов соотносятся с первыми четырьмя главами Книги Бытия, 16 последних – с Апокалипсисом. То есть содержание книги – это сотворение мира и конец света. Появление книги с подобной темой в русской гравюре конца XVII века не случайно. Ее сюжет тесно связан с проблематикой русского XVII столетия: с размышлениями о судьбах мира, о боге и человеке, недоверием к учению Коперника, апокалиптическими настроениями раскольников и интересом к грешной человеческой душе. Антонина Георгиевна Сакович, крупнейший специалист в области народной картинки и русской гравюры, установила, что основе Апокалипсиса Кореня, начатого прежде его Книги Бытия и более традиционного по существу, лежит текст первой московской печатной Библии (1663 г.) и композиционные схемы Апокалипсиса Лютера. Этот Апокалипсис имеет несколько близких друг другу вариантов иллюстраций, созданных в 1520-1530-х гг. по идеям Лютера в мастерской Лукаса Кранаха Старшего (1522 г.), Ганса Гольбейна Младшего (1523 г.) и других, которые образуют единую традицию Апокалипсиса в европейской гравюре XVI века. В XVII века эта традиция была уже известна на Руси благодаря Библии Борхта (1582 г.), проникшей в Россию не позже начала XVII столетия, а с середины XVII века стала традицией обрусевшей и широко распространённой во фреске благодаря Библии Пискатора (1650 г. и 1674 г.). Что послужило непосредственным образцом знаменщику гравюр Кореня – сказать трудно. Это могла быть и Библия Борхта и Библия Пискатора, а может быть прорись с неё, сделанная для фрески. Однако в композициях Апокалипсиса Кореня есть детали, которых нет в голландских Библиях Борха и Пискатора, но которые встречаются в голландских, венецианских и польских изданиях Апокалипсиса Лютера XVI века или предшествующей Лютеру апокалиптической традиции. Как бы то ни было, связь Апокалипсиса Кореня с Библией Пискатора и с другими западными вариантами гравюр, восходящих к Апокалипсису Лютеру, и к русской фреске, опирающейся на него, несомненна. В гравюрах Книги Бытия переплетены различные русские и западные иконографические идеи, главным образом XV-XVI веков, использован европейский блокбух (ксилографическим книгам) XV века. У Книги Бытия Кореня не было одного прототипа. Она имеет пафос русской Псалтири, полемический задор толковой Палеи (направленный теперь не только против иудейской и магометанской религии, но также против католиков, атеистов и сектантов), однако создана из текста Библии 1663 года со вставками из краткой и толковой Палеи (памятник излагающий ветхозаветную историю с дополнениями из апокрифических текстов и богословскими рассуждениями) по принципу Палеи русской редакции. Из-за наличия неканоничных изображений Бога тираж Библии Кореня был изъят и почти полностью уничтожен. Единственный частично уцелевший экземпляр книги (36 листов) хранится в Отделе редкой книги Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге. В 1984-1991 годах Виктором Петровичем Пензиным, художником-графиком, основателем «Академии народного искусства», первым директором единственного в России музея Народной графики совместно с художниками мастерской народной графики «Советский лубок» была выполнена художественная реконструкция 36 листов Библии. Надо отметить, что данное произведение нельзя рассматривать, как научную реконструкцию оригинального издания Василия Кореня, в силу вольной трактовки образов и достаточной произвольной раскраске. Созданное членами мастерской народной графики произведение является самостоятельным памятником, отражающим взгляд на лубочное искусство художниками второй половины XX века и своеобразно «повествующим» об оригинале Василия Кореня. В виртуальной выставке мы предлагаем познакомиться с некоторым количеством листов Библия Кореня в исполнении Виктора Пензина.
«Я Дубровский»
А. С. Пушкин и французская литература, 2019
Экспонаты выставки Отобрано: 31
Современная реконструкция. Библия для бедных. Лист 2. Второй день творения. 1980-е годы.
Современная реконструкция. Библия для бедных. Лист 5. Пятый день творения. 1980-е гг.
Современная реконструкция. Библия для бедных. Лист 9. И насадил бог рай на востоке. 1980-е годы.
Современная реконструкция. Библия для бедных. Лист 20. Рождение Еноха, смерть Каина. 1980-е годы.
Современная реконструкция. Библия для бедных. Лист 15. Плач по раю. 1980-е годы.
Современная реконструкция. Библия для бедных. Лист 16. Жизнь Адама и Евы на земле. 1980-е гг.