Выставки
«Великая Отечественная война и Музей Скрябина». Музей Скрябина
«Великая Отечественная война и Музей Скрябина». Музей Скрябина
Музей
Музей Скрябина
Тип выставки
Виртуальная
Название выставки
«Великая Отечественная война и Музей Скрябина»
Даты проведения выставки
01.03.2020-31.03.2020
Аннотация
1 сентября 1941 года, вскоре после начала Великой Отечественной войны, Музей А.Н. Скрябина возглавила Татьяна Григорьевна Шаборкина (1906–1986), пришедшая в 1938 году на должность научного сотрудника. Так как в первые месяцы войны Москва систематически подвергалась вражеским налетам (во время одного из которых пострадал театр имени Е. Вахтангова, а в музейном Доме взрывной волной выбило стекла), было принято решение о частичной консервации Музея. После вывоза экспонатов, в кабинете на своем месте оставались только дубовый шкаф, рояль и портрет матери композитора – Л.П. Скрябиной. Несмотря на то, что в годы войны Музей не принимал посетителей, в нем не прекращалась повседневная работа: продолжалось комплектование фондов, приводились в порядок инвентарные книги, дочь композитора – Мария Александровна Скрябина, работавшая научным сотрудником Музея, атрибутировала и переводила письма, Т.Г. Шаборкина занималась текущими делами, среди которых главным и самым сложным был ремонт помещений. Документов этого времени осталось немного, но в фондах сохранились статьи из периодической печати, рассказывающие о непрекращавшейся в годы войны культурной жизни Москвы. В конце марта 1942 года в Москву из блокадного Ленинграда переехал В.В. Софроницкий. Благодаря его появлению, в Музее опять зазвучала музыка, стали проводиться камерные концерты. Среди хранящихся в фондах Музея фотографий В.В. Софроницкого есть несколько, предположительно относящихся именно к военным годам. Раз в неделю литературовед, этнограф, священник Сергей Николаевич Дурылин читал в Музее лекции из цикла «Образ Прометея и тема богоборчества в литературе и искусстве от Древней Греции до Скрябина». В последние годы войны М.А. Скрябина, увлеченная декламацией и идеями антропософии, организовала в Музее занятия эвритмией (искусство движения, придающее видимую образную форму звучанию речи и музыки). Занятия являлись подготовительным этапом в работе над «Предварительным Действом», которое Мария Александровна мечтала поставить в Музее. Со временем она создала собственную литературную версию «Предварительного Действа», используя тексты двух скрябинских редакций. 7 ноября 1944 года Музей вновь открылся для посетителей.