Выставки
Страницы истории. К 100-летию Музея керамики (Музей-усадьба «Кусково»)
Страницы истории. К 100-летию Музея керамики (Музей-усадьба «Кусково»)
Аннотация
В конце 2019 года свой столетний юбилей отмечает Музей керамики. Основанный на национализированных коллекциях знаменитого московского собирателя Алексея Викуловича Морозова как Музей-выставка русской художественной старины, он претерпел несколько реорганизаций и сменил не одно название. Но неизменным на протяжении века оставалось одно – уникальность и разнообразие его коллекций, по праву считающихся настоящим национальным достоянием. Юбилейная выставка представляет самые важные страницы деятельности единственного специализированного музея России и историю его коллекций, которые в настоящее время относятся к числу наиболее значительных в России и насчитывают около 40 тысяч предметов. С 1919 по 1929 год музей располагался в особняке А.В. Морозова во Введенском переулке. С 1921 года назывался Музеем фарфора. В 1929 году был переименован в Государственный музей керамики и переведен в особняк С. И. Щукина в Большом Знаменском переулке. В 1932 году коллекции музея были перемещены в усадьбу Кусково, где в 1937 году произошло объединение музеев с названием Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века» В настоящее время Музей керамики является отделом «Музея-усадьбы «Кусково». В 1920-е годы в Музее керамики проходило активное комплектование фондов произведениями из национализированных частных коллекций. Вместе с предметами из коллекции Алексея Викуловича Морозова экспозицию открывают экспонаты из собраний известных московских коллекционеров Льва Константиновича Зубалова, Дмитрия Ивановича Щукина, Владимира Осиповича Гиршмана, Ильи Семеновича Остроухова и других. Произведения русского и европейского фарфора, итальянской майолики и венецианского стекла выделяются художественной значимостью, стилистическими особенностями, разнообразием технологии и одновременно являются примерами предпочтений частных собирателей в истории коллекционирования конца XIX – начала XX вв. Особенностью Музея керамики, как музея производственного типа, стала организация в конце 1928-начале 1929 года лаборатории, в которой было налажено производство керамических и фарфоровых изделий. Представленная на выставке коллекция предметов, созданных непосредственно при музее, впервые экспонируется в полном объеме и дополнена эскизами росписей керамики. Одним из важнейших этапов в истории музея стал переезд в 1932 году и слияние в 1937 году с усадьбой Кусково. Эта тема раскрывается на основе архивных документов и фотографий первых экспозиций Музея керамики во Дворце. Раздел дополняет демонстрация фильма «Советская сокровищница фарфора» 1938 года, предоставленный Российским государственным архивом кинофотодокументов (РГАКФД). Яркой иллюстрацией процесса комплектования музея в 1930-х – начале 1940-х гг. служат произведения из фарфора, керамики и стекла ведущих предприятий России. Они попадали в музей непосредственно с заводов или художественных выставок, представляющих достижения отечественной промышленности. Не менее важным этапом в деятельности музея по преумножению коллекций стали 1950-1980-е годы. Этот период был отмечен расцветом фарфоровой, керамической и стекольной индустрии. Представленные в этом разделе произведения, демонстрируют лучшее, что было создано художниками этого времени. Среди них авторские работы, удостоенные высоких наград на международных выставках («Брюссель-1958», «Прага-1962», «Яблонец-1973»), а также образцы из монографических коллекций известных художников и скульпторов XX века. Последующие десятилетия были отмечены активной выставочной деятельностью. Коллекции Музея керамики стали известны за пределами страны и получили мировое признание. На выставке фрагментарно воссозданы одни из самых успешных зарубежных проектов: Египетский сервиз, который был участником целого ряда выставок (Франция – Версаль и Лувр, Оттава, Вена, 1993-1995) и выставка «От ампира до авангарда» (Дюссельдорф, 2003 г.). Завершающий раздел посвящен продолжению традиций одного из важнейшего направления музейной работы – комплектованию. Музей продолжает пополнять свои фонды, формирует новые коллекции. Поступления конца ХХ – начала XXI века – это приобретения у коллекционеров посредством закупки Департамента культуры г. Москвы и дары современных авторов, работающих с фарфором, керамикой и стеклом.