Выставки
Классика в контрапункте. Музей-заповедник Царицыно
Классика в контрапункте. Музей-заповедник Царицыно
Музей
Музей-заповедник Царицыно
Тип выставки
Виртуальная
Название выставки
Классика в контрапункте
Аннотация
Классические образы в декоративном искусстве второй половины XX века. Декоративно-прикладное искусство традиционно одно из самых консервативных. Предметы, скованные своей функцией, склонны к постоянству: чашка остается чашкой, а ковер – ковром. Но бывают моменты, когда именно его мастера, не подверженные пристальному вниманию властей и отзывчивые к новым возможностям материалов, оказываются обладателями удивительной творческой свободы и лидерами художественного процесса. Иногда это лидерство заключается в обращении к темам прошлого, в умении вдохнуть в них новую жизнь. «Классика под запретом» - так можно охарактеризовать ситуацию в искусстве после 1955 года и постановления «Об устранении излишеств». Но конец советского классицизма, не освободил художников. В эпоху покорения космоса искусство должно было смотреть в будущее, власти поощряли поиски новых форм, но темы ограничивали. Цензура и диктат в искусстве и литературе не утратили своей жесткости. Об этом свидетельствуют и судьба «бульдозерной выставки» и многие другие события. Декоративное и декоративно-прикладное искусства оказались теми средствами, которыми вносились человеческое измерение, элементы декора в суровые формы архитектуры конца 1950- начала 1960-х, в гулкие и пространства советского модернизма. Достаточно часто контрапунктом звучала классика. В 1980-е годы тональность поменялась. В искусстве возникла тема ностальгии по классике. Эта тема очень пронзительно звучит и сегодня. Тяга к классическим образцам с чувством того, что эта гармония безвозвратно утрачена, и пониманием того, что мы не можем возродить ее, но можем бережно сохранить, актуализируется в произведениях конца 1990-х -начала 2000-х годов. Ностальгией проникнуты и образы Царицына современных мастеров.